Автосалон полгода не отдавал клиенту купленную машину
Оплатив полную стоимость дорогого авто ещё в марте, Михаил Матуразов несколько месяцев не мог забрать машину
Год назад Михаил продал свой старый «Шевроле» и стал копить на «Субару Форестер» — жене очень нравился этот автомобиль, и Михаил хотел сделать ей подарок. Машину решили купить новую, в автосалоне, чтобы застраховаться от возможных неприятностей, которые нередко случаются при покупке авто с рук.
Все планы, которые были у Михаила на лето, сорвались, вместо того чтобы ехать отдыхать на юг на новеньком «Субару», он теперь ходит пешком, обивая пороги судов.
Машину привезли, а документы забыли
Михаил не единственный, кто, обратившись в салон «РРТ», попал в подобную ситуацию. Только за последний год воронежцы подали на автосалон несколько десятков исков, в каждом случае просрочка составляет от 5 месяцев до года.
Схема покупки машины выглядит просто: клиент выбирает автомобиль, заключает с автохолдингом договор купли-продажи и оставляет задаток. После того как автомобиль доставят в салон, покупатель должен внести оставшуюся сумму. В договоре значится, что не дольше чем через 14 дней после полной оплаты автомобиль должен быть передан владельцу одновременно с ПТС (паспортом транспортного средства) и гарантийным талоном. Однако на деле всё оказалось совсем не так.
— Покупая автомобиль, я сразу внёс задаток — 30 тысяч рублей, а спустя два месяца, когда машину доставили, доплатил оставшуюся сумму — 1 миллион 70 тысяч рублей, — рассказывает Михаил Матуразов. — Однако, расплатившись, я не смог забрать свой автомобиль из салона, так как ПТС на неё отсутствовал. Мне пообещали, что вопрос решится в течение 10 дней, но прошёл месяц, второй, а ПТС всё не приходил. Тогда я обратился в суд.
Неустойка превысила стоимость нового автомобиля
По словам Михаила, салон предложил ему в качестве компенсации 60 тысяч рублей. Но мужчина считает, что салон должен ему гораздо больше. По закону о защите прав потребителей неустойка за невыдачу товара в определённый срок составляет 0,5% от его стоимости за каждый день просрочки. Так что сумма получается приличная.
— Помимо неустойки автосалон может быть оштрафован за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке, — говорит руководитель межрегионального общества защиты прав потребителей Александра ТИЩЕНКО. — Этот штраф составляет половину от присуждённой в пользу клиента неустойки.
То есть если покупатель приобрёл автомобиль за 1 миллион 100 тысяч, а салон задержал выдачу машины на 150 дней, как в случае с пострадавшим Михаилом, то получается следующее: 0,5% от этой суммы — это 5 тысяч 500 рублей, умножаем на 150 дней — получаем 825 тысяч рублей чистой неустойки. К этой цифре прибавляем штраф в размере половины неустойки — 412 500 рублей — выходит 1 237 500 рублей.
Как показывает практика, в судах сумму неустойки снижают. Как поясняют консультанты в суде, неустойка не должна быть средством обогащения покупателя, а должна лишь побуждать продавца выполнять свои услуги. Однако сумма всё равно получится больше, чем та, которую в качестве компенсации предлагает автосалон.
2 — 3% клиентов не повезло
Мы попросили прокомментировать ситуацию сотрудников автосалона «РРТ», но секретарь филиала, которая представилась Еленой, наотрез отказалась связывать нас с директором, сказала только, что такие вопросы решаются через головной офис, который находится в Санкт-Петербурге. Мы позвонили туда, но и ответ генерального директора автохолдинга «РРТ» мало что объяснил.
— В 2012 году реализовано порядка 20 000 автомобилей, с проблемами столкнулись максимум 2 — 3% клиентов, — оптимистично сообщил нам генеральный директор автохолдинга «РРТ» Станислав КУТУЗОВ. — Мы понимаем свою ответственность перед каждым клиентом и делаем всё от себя зависящее, чтобы каждый остался доволен. Все клиенты получают компенсации за определённые неудобства в виде дополнительного оборудования и скидок на автомобили. Причина задержки выдачи автомобилей — реструктуризация компании. В будущем реструктуризация позволит нам работать более слаженно и эффективно. Естественно, сложности временные, я приношу всем клиентам искренние извинения и прошу отнестись с пониманием.
Вот только в договорах Михаила и других пострадавших покупателей ничего о реструктуризации и о возможных неудобствах, связанных с ней, не говорится. И подобное объяснение вряд ли станет для них утешением. Ведь невезучие клиенты, которые попали в те 3%, а это сотни человек, свои обязательства выполнили. А вот когда автосалон это сделает — этот вопрос остается пока открытым.
СОВЕТ «ЖИТЬЯ»
На что следует обратить внимание при покупке автомобиля в
автосалоне
* В договоре автосалоны могут указать совсем не тот
срок доставки машины, который вам озвучивали устно. К примеру, вместо 30
суток в документах может быть указан срок 180 дней.
* В конце договора часто мелким шрифтом указывают дополнительные условия, на них тоже стоит обратить внимание, так как там может содержаться информация о задержке выдачи автомобиля не в вашу пользу.
* Дата в акте приёма-передачи авто должна совпадать с фактической датой передачи машины.
* Внимательно сверьте фактическую комплектацию автомобиля с комплектацией, указанной в договоре.
* Не поленитесь посмотреть в Интернете отзывы о салоне, в котором хотите покупать машину.
Читать все комментарии