«Мой филин в день съедает 10 цыплят»

Мичуринец Владимир Ламонов лечит и держит дома певчих и хищных птиц и ходит на охоту с соколом

15.02.2014 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В доме 28-летнего заведующего лабораторией цветоводства ГНУ ВНИИС им. Мичурина Владимира Ламонова благодаря его отцу всегда были разные животные — от певчих птиц до рептилий. Последние, кстати, интересовали мальчика сильнее пернатых. Интерес к хищным птицам появился у Владимира в 2003 году, когда он побывал в питомнике редких хищных птиц — заповеднике «Галичья гора», где впервые вживую увидел соколиную охоту. Кстати, своего первого сокола мужчина купил именно в этом заповеднике в 2012 году.

Сейчас дома у Владимира в клетках на террасе живут 15 видов певчих птиц, а на улице обитают годовалый филин и уральская неясыть.

По словам мужчины, содержание птиц обходится ему в 200 рублей в месяц и 20 минут в день, которые уходят на то, чтобы дать пернатым еду и заменить воду в поилке. Пища для хищных видов достаётся Владимиру бесплатно. Для этих целей он использует цыплят, выбракованных на птицефабрике. Тушки скармливаются целиком — с перьями, костями и внутренностями. Филин в день съедает около десяти цыплят, а вот орлу, который жил у мужчины раньше, требовалось до килограмма этого специального корма.

Друзья и знакомые часто приносят Владимиру Владимировичу подбитых и раненых птиц. Мужчина уже 10 лет изучает ветеринарное искусство — сначала читал книги, а затем перенимал опыт у знакомых врачей. Он научился оперировать птиц с помощью самого обычного скальпеля, ниток, иглы и наркоза. Например, может сделать остеосинтез — поставить искусственную металлическую или пластмассовую конструкцию в переломанную лучевую или локтевую кость. 

Кроме лечения птиц и содержания их у себя дома Владимир занимается ещё и соколиной охотой. Каждую осень по выходным и отпускам он отправляется в пригородные поля. В Тамбовской области в основном охотятся на куропаток, а зайцев встретить — большая редкость. Периодически Владимир Ламонов уезжает на многодневные сокольничьи слёты и полевые встречи сокольников. Родные к его увлечению и отъездам относятся спокойно и приветствуют. 

Хищные птицы, по словам знатока, никогда не кусаются. Они могут только сильно оцарапать. Один раз при занятиях с ручной самкой орла-могильника та проколола насквозь ему ладонь. 

— Дружбы между хищными птицами и человеком не существует, — считает Владимир Ламонов. — Хищники обучаются только на основе пищевого рефлекса. 

Кстати, для соколиной охоты требуются такие же документы, как и для обычной. Разница только в том, что здесь даются более расширенные сроки. Большинство хищных птиц — краснокнижные, и взять их можно только в питомнике. За их незаконный отлов в дикой природе ждёт штраф до 3 миллионов рублей. Так что если охотиться с хищной птицей без разрешения, то это не так страшно, как охотиться на саму хищную птицу, шутит наш герой. 

— В будущем я мечтаю завести беркута, — говорит Владимир. — Но с ним, правда, опаснее ходить на охоту. Он может принять человека за добычу и наброситься на него, такое случилось с моим знакомым.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Что почём?

Экипировка для охоты обойдётся в кругленькую сумму — всё вместе будет стоить примерно 45 тыс.: сокольничья перчатка — около 3 — 5 тыс., клобук (шапочка, закрывающая глаза хищным птицам) — 1 тыс., подклобучник — 1 тыс., ягдташ (охотничья сумка) — в пределах 5 — 10 тыс., бубенцы — 1 тыс., опутенки (ремешки для лап птиц) — 1 тыс., свисток — 500, вабило — 1 тыс. и самое дорогое — система телеметрии — от 30 до 50 тыс. руб. Среди охотников немало умельцев, самостоятельно изготавливающих все эти предметы вплоть до самодельных передатчиков и приёмных станций. Приблизительные цены на птицы: сокол в питомнике стоит от 10 до 35 тыс., ястреб — до 10 тыс. руб.

В ТЕМУ

Сокол создан для души, а ястреб для желудка

Обучение птиц охоте — долгий и сложный процесс: необходимо тренироваться по два часа не менее 3 — 4 раз в неделю. Сначала птицу приучают возвращаться к человеку посредством поощрения едой. Потом знакомят с будущей добычей, дают с ней поиграть, кормят ею. Сокола тренируют на вабиле (искусственной птице, сделанной из прочной кожи). Вращая вабилу над собой, сокольник заставляет обучаемую птицу многократно атаковать добычу, но всякий раз, отдёргивая в сторону, не даёт схватить. Сокол получает вабило только при очень удачной атаке. 

Хороший сокол может парить в воздухе до шести часов, ни на что не присаживаясь. Ястреб работает на коротких дистанциях. Если, поймав добычу, ястреб продолжает держать её в когтях, то сокол при атаке сразу же убивает — остаётся только подобрать. При этом ястреб вполне способен обеспечить мясом и себя, и своего хозяина.

— Правильно говорят, что сокол создан для души, а ястреб для желудка, — считает Владимир Ламонов.