«В центре Луганска стоят сотни гробов»
Жительница украинского города Виктория Биас приехала в Мичуринск, спасаясь от войны
23-летняя Виктория вот уже две недели живёт в Мичуринске. Её приютили местные жители — Анна Мистрюкова с мужем и маленькой дочкой. 6 июня Виктория приехала из Луганска, в котором родилась и выросла. Училась в медуниверситете на стоматолога, поступила в интернатуру, много путешествовала. Но война перечеркнула всё.
— Два месяца назад жители города стали выходить на митинги за федерализацию и референдум. Все хотели, чтобы с нами начали считаться, — говорит Виктория Биас. — Но никто не ожидал, что начнётся война, миномётные обстрелы, авиаудары, что будет идти свинцовый дождь. Тогда я в первый раз увидела смерть.
Сторонники киевской власти объявили активистов Луганского народного ополчения террористами и начали проводить карательные операции. 2 июня по центру Луганска был нанесён ракетный удар. Целью авианалёта стало здание администрации, которое захватили ополченцы. Дом Вики стоял неподалёку.
—Мы к тому времени уже привыкли к самолётам, — вспоминает Виктория. — Но того, что они нанесут авиаудар по центру города, где находятся дома, детский сад, не ожидал никто. Было страшно выходить из дома. С родителями спали на полу. Над городом кружились 15 беспилотников и распыляли какой-то красный порошок. Рассада в огородах становилась красного цвета. Что это такое — никто не знает. Наверное, нас травили. А потом воинскую часть, рядом с которой я жила, захватила нацгвардия. Ополченцы пытались её освободить и стреляли из пулемётов и гранатомётов с крыши нашей девятиэтажки. Пули свистели мимо окон, было страшно. На следующий день я вышла на улицу и собрала горсть гильз. Поняла, что оставаться в Луганске нельзя. Решила уехать, потому что хочу жить!
Виктория написала в социальных сетях, что хочет покинуть Украину. В России у неё не было никого. Жительница Мичуринска Анна Мистрюкова увидела её запись и предложила помощь.
— Я писала в группах помощи, что готова принять семью с Украины, — рассказывает Анна Мистрюкова. — Потом я увидела запись Вики, мы начали переписываться. Через два дня она ехала сюда. Сначала хотели, чтобы она поехала на автобусе, но потом узнали, что нацгвардия расстреливает автобусы с людьми. Тогда Вика взяла билет на поезд до Москвы. Проблем с пересечением границы не было, не считая того, что поезда в Россию идут забитые под завязку. В Москве Вика села на поезд в Тамбов, где я её встретила.
— Я смотрю здесь новости по телевизору и прихожу в ужас. Когда жила там, я воспринимала это всё, как будто так и должно быть, — говорит Вика. — А когда я думаю, что мама и бабушка ещё там — сердце кровью обливается. Мама — медсестра, осталась в Луганске, потому что много раненых. А ещё нужно ухаживать за бабушкой, ей 75 лет. Я их обязательно перевезу сюда. Возвращаться в тот ад и тем более оставлять их там я не собираюсь.
Приехав в Мичуринск, Виктория начала искать работу. Интересовалась также возможностью поступить в интернатуру, которую ей пришлось бросить в Луганске. В тамбовском университете её заверили, что такая возможность есть. Вике удалось устроиться врачом в стоматологическую клинику.
— Разрешение на работу я получила. Статус беженца не дают, — объясняет Виктория. — В Мичуринске объяснили, что в Тамбовской области не было постановления принимать беженцев. Но даже если я получу этот статус, льгот иметь не буду. Наоборот, мне сказали, что я буду должна ежемесячно платить какую-то пошлину. Поэтому я просто зарегистрировалась на 90 дней. Сейчас я планирую оформлять вид на жительство, потом гражданство. Украину родиной больше не считаю. Куда возвращаться? В Луганске в центре стоят сотни гробов. Нацгвардия вырезает города. Так зачистили Красный Лиман. Солдаты нацгвардии выводили людей на улицу и говорили: «Если ополченцы не сдадутся, мы вас расстреляем». Ополченцы не сдавались, и они расстреливали. После такого отпадает желание называться украинцем и говорить на этом языке. Если бы мама и бабушка сейчас были здесь, судьба Украины меня вообще бы не интересовала.
Анна говорит, что Вика будет жить у неё, сколько потребуется. Она предлагает перевезти в Мичуринск и родственников девушки, сама разговаривала с мамой Вики по телефону. Но та пока отказывается и только плачет в телефонную трубку, бесконечно благодаря Анну за то, что та приютила у себя её дочь, возможно спасая ей жизнь.
В ТЕМУ
Приезжих с Украины ждут в Следственном комитете
Следственное управление ищет людей, покинувших Украины из-за войны. Украинцы могут обратиться туда для признания их потерпевшими и подготовки заявлений в Европейский суд по правам человека и Международный уголовный суд. Адрес: ул.К. Маркса, д. 156, 8 (4752) 71-07-28 — либо в территориальные отделы СК, адреса найдёте на сайте tambov.sledcom.ru.
По словам зам. начальника УФМС России по Тамбовской области Ольги Воробьёвой, получить статус беженца украинцам сложно. Дело в том, что официально война на Украине не объявлена, проще оформить разрешение на временное проживание.Из 1 675 человек, прибывших в область с Украины, с заявлениями о предоставлении статуса беженца обратились двое. Еще 246 оформили разрешение на временное проживание, 128 заявили о желании участвовать в программе переселения соотечественников, и 69 хотят получить гражданство РФ.
Читать все комментарии