«Мама, когда мы пойдём в подвал?»

Это был первый вопрос четырёхлетней Даши, после того как её привезли с Украины в Тамбов

25.10.2014 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Фёдор и Наталья Березовы живут в посёлке Заводской Первомайского района Тамбовской области. 6 октября они увидели в новостях Первого канала сюжет о семье из Донецкой области. В репортаже рассказывалось о четырёхлетней Даше, больной ДЦП, вынужденной вместе со своей семьей скрываться в бомбоубежище. В их городе Ясиноватая начались военные действия, постоянные обстрелы и бомбёжки.

— Репортаж об этой семье шёл 29 секунд, — рассказывает Фёдор Березов. — Как только он закончился, мы с Наташей посмотрели друг на друга, и решение пришло само собой: «Заберём этого ребёнка сюда». Мы полночи разговаривали об этом, а утром стали звонить на Первый канал и выяснять, как можно связаться с этими людьми. У нас самих дочь Василина, которая страдает ДЦП. У этих деток очень слабый иммунитет, нельзя с таким диагнозом, в таком возрасте жить в подвале ни в коем случае. 

Два месяца подвальной жизни

Диагноз четырёхлетней Даши — гидроцефалия и парапарез нижних конечностей. Ходить самостоятельно она не может — только с поддержкой. Главной поддержкой для неё стала тётя Люда, которая воспитывает девочку с самого раннего детства, пока её мама работает далеко от дома. Людмила кроме Даши растит её старшего брата и свою 15-летнюю дочь Юлю. Когда Фёдор позвонил ей, она первым делом спросила, можно ли взять старшую дочь с собой. 

— У нас трое молодых парней погибли от снаряда из гаубицы. Моя дочь стояла совсем недалеко от этого места, я очень испугалась, — рассказывает Людмила Титова. — Нам пришлось уйти жить в бомбоубежище, потому что находиться на поверхности было очень страшно. 

В бомбоубежище под зданием местного лицея Людмила вместе с детьми и пожилой мамой жила почти два месяца. Военные, которые базировались неподалёку, делились продуктами, принесли в подвал генератор, чтобы было электричество. Директор лицея принёс матрасы, подушки и стулья. В небольшом помещении постоянно находилось 94 человека. На улицу выходили, только чтобы набрать воды. 

— После того как вышел сюжет, прошли сутки, — вспоминает Людмила Титова. — Потом к нам снова пришёл журналист и сказал, что семья из Тамбова приглашает нас к себе. Мы сразу согласились, конечно. Про нас сняли репортаж, мы пообщались с Фёдором Авимовичем по телефону и вместе с журналистами поехали на границу с Ростовской областью. Территория, по которой нас везли, была под контролем ДНР, но она постоянно обстреливалась украинской армией. В любой момент мог раздаться выстрел, нам просто повезло, что этого не произошло. Даша очень боялась, начинала плакать, когда машина подпрыгивала на ухабах. 

«Какой ты колючий!»

Приехав на границу, Людмила, Юля и маленькая Даша вместе с журналистами прошли через контрольно-пропускной пункт. А на российской территории их уже ждали Наталья и Фёдор Березовы. 

— Все были очень смущены и взволнованы, когда увидели друг друга, — вспоминает Наталья Березова. — Но обстановку быстро разрядила Даша. Фёдор взял её на руки, а у него борода, и она сразу заявила ему: «Какой ты колючий!» На фоне этой непосредственности и взрослые сразу расслабились. 

Березовы приготовили для гостей самую большую комнату в доме, обеспечили их всем необходимым. В течение нескольких дней Юлю оформили в школу. Канцтовары, форму и обувь предоставила местная администрация. Обещают ещё помочь с зимней одеждой. Финансовой помощи пока не предоставляли, но Березовы ничего и не просили.

— Мы небогатые люди, но у нас всё своё — мясо, молоко, овощи с огорода, — объясняет Федор Березов. — Я уже почти год занимаюсь фермерством, с едой проблем у нас нет. Я думаю, что мы сможем обеспечить эту семью всем необходимым. Самое главное, чтобы дети были в порядке. Даша пока не может отойти от всех этих ужасов. Первыми её словами, когда мы приехали домой, были: «Мама, когда мы пойдём в подвал?» На улицу выходить она тоже боится. Мы недавно купили лошадь для реабилитации Василины, хотели показать её Даше, но она наотрез отказалась идти, сказала: «Я не пойду, там танки, там бомбят!» И если кто-то из взрослых хочет выйти на улицу, особенно вечером, она начинает плакать, не пускает, кричит: «Не выходи, тебя же там убьют!» Нам обещали прислать психолога, чтобы он с ней поработал. 

Предлагают помощь со всего мира

В Ясиноватой до сих пор находятся мама Людмилы и старший брат Даши. По словам Фёдора, если ситуация в Донецкой области в ближайшее время не стабилизируется, они перевезут к себе и их. 

— У нас и до этого сюжета были мысли о том, чтобы помогать украинцам, попавшим в непростую ситуацию, — говорит Фёдор Березов. — Гуманитарную помощь хотели собрать, а потом выяснилось, что у нас здесь неподалёку уже есть одна такая семья. Мужчина обратился к нам за помощью, мы стали помогать им молоком, деньгами, дровами. Это было буквально за неделю до того, как мы увидели репортаж о Даше. Нам постоянно звонят отовсюду — из Вашингтона, из Германии, я уж не говорю о России. Люди очень сопереживают, желающих помочь очень много. И сейчас про Люду многие спрашивают — надолго ли они приехали, но пока непонятно, как можно ответить на этот вопрос. Я всем отвечаю, что до весны они пробудут у нас точно, а там посмотрим, какая будет ситуация. Если всё успокоится, то держать не будем, конечно. Но если будет плохо — пусть остаются тут, пока детям не будет безопасно жить в родной стране.

В ТЕМУ

Тамбовчанка отдала беженцам магазин одежды

Жители Тамбовской области продолжают оказывать помощь вынужденным переселенцам с Украины. В пункт приёма гуманитарной помощи, который находится на улице Степана Разина, 5а, жители Тамбова приносят вещи, детские игрушки, бытовые приборы. Совсем недавно женщина-предприниматель передала для беженцев одежду общей стоимостью миллион рублей. Она закрывала свой магазин и вместо распродажи решила отдать новые вещи вынужденным переселенцам с Украины. В целом же тамбовчане за эти месяцы принесли столько вещей, что их можно было бы уместить в два железнодорожных вагона.