«Александр Васильев расцеловал мою матрёшку

Необычные деревянные поделки жительницы Черноземья мастерицы Елены Матвеевой ценят не только во всей России, но и во Франции и США

07.03.2015 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

«Маму» этих матрёшек зовут Елена Геннадьевна Матвеева. Женщина делает игрушки с 1969 года. Матрёшки Матвеевой объехали с выставками полмира, многие экземпляры хранятся в частных коллекциях по всему свету. 

«От занятий творчеством стали отниматься руки»

Такую матрёшку отличает яйцеобразная форма. Каждая куколка наряжена в народный костюм, выдержанный в стиле одного из сёл Черноземья.

— Сколько матрёшек я сделала за всю жизнь, не знаю, давно сбилась со счёту. Могу лишь сказать, что двух одинаковых игрушек у меня не было. 

К сожалению, уже три года мастерица игрушек не делает. Как призналась Елена Геннадьевна, работа по прорисовке мельчайших деталей на матрёшках пагубным образом сказалась на зрении. 

— Кроме того, когда работаешь с игрушкой, руки всё время находятся в напряжении. Однажды я заметила, что они стали отниматься. 

Онемение постепенно прошло, зато руки стали дрожать, так что о художественном творчестве пришлось забыть. Сегодня Матвеева передаёт искусство ученикам и пишет книги фольклорно-исследовательской направленности.

Искусство с историей

Скажем откровенно: народное творчество любят не все. Но стоит помнить, что за фольклорным стилем стоит нечто большее, чем эстетическая привлекательность. Предметы народного творчества имеют глубочайший культурный фундамент. За каждой матрёшкой, наряженной в костюм одного из сёл Черноземья, стоят годы исследований, десятки фольклорных экспедиций, сотни прочитанных книг. 

Так, набор матрёшек под общим названием «Свадьба» даёт представление о древнерусском свадебном обряде, традициях и нарядах. Кого здесь только нет: и невеста с женихом, и родители, и весёлый дружка, и даже малюсенькая подружка невесты. Кстати, эта работа вошла в число 30 лучших на конкурсе «Моя Россия... Мой мир», организованном ООН. 

Есть и сказочные наборы матрёшек. Например, «Курочка Ряба» и «Репка». Каждая матрёшка изображает определённого персонажа сказки в народном костюме.

Путь от деревяшки до матрёшки

Игрушку изготавливают в несколько этапов.

Сначала создают чертёж, на котором просчитывают объём верхней матрёшки и каждой внутренней игрушки. Далее выбирается материал — брусок липы. Приложив торец заготовки к щеке, проверяют, хорошо ли дерево просушено. Если он отдаёт холодом — древесина сырая, из неё не получится хорошей игрушки. Её со временем ждёт усадка, и тогда части матрёшки могут перестать открываться или стыковаться.

Заготовку нужного размера вытачивают на токарном станке. Затем её грунтуют и зачищают, чтобы она была гладкой. На поверхность наносят разметку карандашом. Расписывают матрёшку гуашью, а мельчайшие детали прорисовывают медовой акварелью. Готовое изделие лакируют. В зависимости от сложности костюма и размера игрушки на её создание может уйти от недели до месяца.

«Матрёшку надо знать в лицо»

— Моих игрушек где только нет, — делится Елена Геннадьевна, — и во Францию их увозили, и в США.

Как вспоминает Матвеева, в середине 90-х в её родном городе работала русско-американская фирма. Там было 2 директора: русская дама и американец. Им Елена Геннадьевна подарила двух деревянных крыс — символы года. Одна игрушка отдалённо напоминала американца, а вторая — директрису. Иностранцу так понравилась игрушка Матвеевой, что он, уезжая из России, заказал ей таких же крыс, изображающих всех сотрудников его фирмы — 8 или 10 человек. 

Ещё одна матрёшка хранится в личной коллекции Александра Васильева, известного по передаче «Модный приговор». В 2005 году Матвеева сделала её по заказу организаторов международного фестиваля молодых дизайнеров одежды, гостем которого был историк моды. На самой большой матрёшке по задумке заказчиков должно было быть лицо самого Васильева. 

В результате на свет появилась матрёшка с лицом историка моды, в народном тулупчике и с шарфом с мотивами русского платка. 

— Когда Васильев увидел сделанную мной матрёшку, он сжал кулачки и прямо «заиграл» всем своим пиджачком: «Это я! Это я!» От избытка чувств он её даже поцеловал. Такой счастливый!