«Соседка сверху скоро провалится ко мне»
Жильцов разваливающегося дома по улице Московской не могут расселить, потому что здание не признано аварийным
Трёхэтажный многоквартирный дом № 33/44, расположенный по улице Московской, уже несколько лет находится в весьма плачевном состоянии. Канализация, водоснабжение, электроснабжение, крыша и перекрытия нуждаются в капиремонте. А пять лет назад одна из квартир первого этажа попросту обвалилась в подвал. Разбирать завалы и ремонтировать перекрытия тогда никто не стал — руины огородили деревянными балками, да так и оставили. Тем не менее дом не имеет статуса аварийного, хотя жильцы считают, что он давно уже является таковым.
— Соседка сверху скоро провалится ко мне на первый этаж, — говорит жительница дома Марина Булгакова. — Обещания и отписки уже надоели, дом рушится. Потолки треснули, полы ходят ходуном, не сегодня-завтра провалятся. Подвалы все обваливаются, входные двери в подъезд развалились, канализация течёт, в подъездах сырость. Жить просто страшно!
Для того чтобы признать дом аварийным, необходимо заключение экспертной организации. Но таких экспертиз почему-то не проводилось. По заявлениям жильцов оценили состояние нескольких квартир и пришли к выводу, что для проживания они непригодны. Людей решили расселить, но переехать предлагают в так называемый манёвренный фонд — временное жильё. Жильцы на таких условиях переезжать отказываются.
— Нам предлагают либо крошечные квартиры на Чичканова, либо какие-то бараки, — жалуется жительница дома Ирина Бажина. — А дальше, как они сказали, будут здесь делать ремонт, и временное жильё нам предоставляется вроде как на время ремонта. Но когда будет этот ремонт и будет ли вообще — неизвестно, поэтому ехать мы туда не собираемся. Нет ничего более постоянного, чем временное. Если мы отсюда выедем, то обратно мы уже не въедем, на этот дом просто махнут рукой.
Опасения жильцов небезосновательны. Дальнейшая судьба дома находится под вопросом. В настоящее время он включён в программу капремонта, потому что он не признан аварийным, да и снести его нельзя, так как он является исторически ценным зданием — когда-то принадлежал монастырю. Но и отремонтировать по программе этот дом также невозможно.
— В этом доме люди раньше проживали в подвальных помещениях, что сейчас запрещено законом, и сами разбирали печки, которые являются важной сставляющей несущих конструкций, — говорит председатель городского жилищного комитета Наталья ТРУНОВА. — Это сильно ухудшило состояние дома, так что в этой ситуации виноваты сами жильцы. Во втором подъезде, где находится обрушившаяся квартира, требуются серьёзные работы по ремонту перекрытий. Но они не предусмотрены программой капремонта. В то же время дом не имеет статуса аварийного. О дальнейшей судьбе этого дома я сказать пока ничего не могу.
Судьба жильцов неблагополучного дома пока что тоже неизвестна. По словам Натальи Николаевны, чтобы расселить их всех, нужны десятки миллионов рублей, а денег нет. Помогла бы программа переселения из аварийного фонда, но загвоздка в том, что даже если дом признают таковым, в программу эту он всё равно не попадёт. По закону для включения в программу нужно, чтобы дом был признан аварийным до 1 января 2012 года. Поскольку такого заключения не было, то и рассчитывать жильцам пока не на что. Тем временем городские власти обратились в суд, чтобы выселить людей из опасных квартир в манёвренный фонд. Решение должно быть принято 28 августа.
СПРАВКА «ЖИТЬЯ»
В разрушающемся доме 100 лет назад жили монахини
— Дом № 33/44 по улице Московской был построен в конце XIX — начале XX века, — говорит тамбовский краевед Юрий ЩУКИН. — Он назывался «Антониевский корпус для престарелых сестёр» и предназначался для проживания в нём монахинь пожилого возраста. Назван так он был в честь святого Антония, в нем располагалась одноимённая церковь, от которой до сих пор остался купол. Дом был сразу построен трёхэтажным, имел арку и принадлежал монастырю. У каждой пожилой монахини в этом доме была своя келья, а в подвале у них располагались складские помещения. То, в каком состоянии сейчас находится этот дом, — безобразие. Он имеет историческую значимость, я неоднократно говорил о том, что его необходимо полностью восстанавливать. Арку необходимо укрепить, повесить красивые ворота, а на купол вернуть крест. Разрушать исторический памятник нельзя ни в коем случае.
Комментарий специалиста
«Требовать выселения через суд законно»
— По закону, если жильё подлежит ремонту и реконструкции и они не могут быть проведены без отселения жильцов, нанимателям обязаны предоставить другое жильё, — поясняет юрист Геннадий ТРУБЦОВ. — Это может быть жильё манёвренного фонда либо другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Если жильцы отказываются выселяться, требовать переселения в судебном порядке законно. После ремонта жильцы имеют право вселиться обратно. На собственников помещений этот закон не распространяется — они обязаны за свой счёт обеспечивать надлежащее содержание и ремонт принадлежащих им на праве собственности помещений и общего имущества многоквартирного дома. Что касается экспертизы — если данный дом является объектом культурного наследия, то организация работ по капитальному ремонту в нём должна проводиться только после проведения историко-культурной экспертизы и авторского надзора в отношении домов-памятников. Это значит, что перед проведением работ специализированная организация, которая будет назначена по результатам открытого аукциона, должна разработать проектно-сметную документацию. Региональный орган охраны объектов культурного наследия выдаст задание на проведение капитального ремонта. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов-памятников осуществляется по тому же порядку, что и других многоквартирных домов региона.
Читать все комментарии