«На каждую голову я трачу 8 — 10 часов без перерыва»

Бывший следователь Наталья Попова совместно со школьниками создаёт уникальные портретные куклы известных людей

24.10.2015 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

По Тамбовской области путешествует передвижная выставка Центра развития творчества детей и юношества. Экспонаты — 23 из 40 имеющихся портретных кукол, изображающих известных людей и исторических личностей. Среди тех, чьи фигуры можно увидеть на этой необычной выставке, — Гаврила Державин, Сергей Рахманинов, Иван Мичурин, Александр Пушкин с Натальей Гончаровой, Михаил Лермонтов и другие. Образы проработаны настолько тонко, что узнать ту или иную личность можно, даже не читая таблички с именами прототипов кукол. 

 О портретном сходстве позаботилась Наталья Николаевна Попова — автор и идейный вдохновитель детского интерактивного музея.

— Каждая кукла — это не просто руки, ноги, голова и пошитая одежда, — говорит заместитель директора Центра развития творчества детей и юношества Наталья ПОПОВА. — Это законченный образ. Как художник пишет картину, так и мы создаём этих кукол. 

 Наталья Николаевна в детстве окончила художественную школу, но её дальнейшая профессия была мало связана с творчеством. Получив юридическое образование, она 20 лет работала в органах внутренних дел. Была следователем, в 1998 году ушла в отставку с должности начальника штаба Ленинского РОВД. Второе образование было психологическое — именно по этой специальности 7 лет назад она пришла работать в Центр развития творчества детей и юношества.

Идея о создании портретного музея возникла у Натальи Поповой ещё в 2013 году. Первые куклы были в народных костюмах Тамбовского края. А создавали их совместно со школьниками из разных уголков области. 

— Мы решили совместить краеведческую работу с декоративно-прикладным творчеством, — рассказывает Наталья Николаевна. — Когда ребёнок сам почитал материал, поговорил с бабушками и дедушками в своём селе о том, как они одевались, какие головные уборы носили, какой был быт, а потом своими руками сделал вышивку или эскиз какого-то костюма — всё это запоминается на всю жизнь. 

 В 2014 году от народных костюмов стали переходить к портретным куклам. Дебютным образом стал Гаврила Державин. Правитель Тамбовского наместничества сидит за письменным столом с пером в руках, как будто на минуту в задумчивости оторвался от работы. После него свет увидела кукла Романа Боборыкина — основателя города Тамбова. Его облачили в дорогие одежды, так как в описаниях его жизни указывают, что воевода любил щегольнуть, хоть и жил зачастую в аскетических условиях, довольствуясь минимумом.

 Для создания кукол используют специальную самозатвердевающую глину. Этот материал пластичен и удобен для работы, но готовые куклы достаточно хрупки и периодически нуждаются в реставрации. 

 Каждая кукла приблизительно 80 сантиметров в высоту и создаётся в несколько этапов. Сначала из толстой проволоки делают каркас будущей фигурки, затем его обёртывают ватином или синтепоном, чтобы придать форму. После заготовка обшивается тканью, которая есть под рукой. Из тонких проволочек создаются руки, которые обмазывают той самой самозатвердевающей глиной.

 Изготовление головы — процесс долгий и трудоёмкий. Сначала на картонную основу надевается фольга, из формируют очертания головы. Здесь важно учесть пропорции, сделать её более круглой или вытянутой, сформировать подбородок. И только потом сверху накладывается глина и начинается работа над деталями.

— На каждую голову я трачу 8 — 10 часов работы без перерыва, иначе глина затвердеет, и поправить недостатки уже будет нельзя, — рассказывает Наталья Николаевна. — Чтобы кукла получилась похожей, нужно иметь перед глазами несколько разных фотографий — в профиль, анфас, с затылка, где герой в молодом возрасте, в пожилом. Особое внимание я уделяю глазам — если это портретная кукла, готовые глаза для неё не подойдут. Нужно их тонировать и детально прорисовывать, иначе кукла выйдет непохожей и без характера.

Практически все головы исторических личностей, представленных в коллекции, создала Наталья Николаевна. Над остальными частями кукол работают школьники. К примеру, Ивана Мичурина делали в его родном Мичуринске. Школьники изучили биографию селекционера, сходили на экскурсию к его памятнику и даже выяснили, почему плащ на его фигуре застёгивается на женскую сторону. Оказалось, что учёный перелицовывал старые женские вещи и носил их, а все свободные деньги вкладывал в работу. 

— Поскольку следующий год для Тамбова юбилейный, мы хотим расширить нашу коллекцию и пополнить её новыми образами из разных уголовков Тамбовщины, — говорит Наталья Попова. — А ещё мы хотим сделать кукол в народных костюмах соседних регионов и всей России.

В ТЕМУ

 От Петра I до Николая Валуева

 Одна из самых больших в России коллекций портретных кукол находится в Петербургском музее кукол. В экспозиции «Петербургская перспектива» представлен ряд кукол исторических личностей и знаменитостей. Здесь есть российские цари и императоры, в числе которых царь Пётр Первый, императоры Павел I и Николай II, императрица Екатерина Великая. Представлены в коллекции и современные символы Северной столицы и России, и необычные и запоминающиеся персонажи улиц города. 

 Среди героев кукольной выставки можно узнать актёров Михаила Боярского и Алису Фрейндлих, фигуриста Евгения Плющенко и боксёра Николая Валуева. В музее используется необычный принцип экспонирования. Компоновка каждой витрины уподобляется театральной сцене, на которую выходят кукольные персонажи, что создаёт эффект своеобразного погружения зрителя в атмосферу. На втором этаже музея работают демонстрационные мастерские, посетив которые можно узнать, как создаются различные куклы.