Отдам натурой
Уже в этом году страховые компании будут возмещать водителям ущерб после ДТП не деньгами, а сразу направляя машины на ремонт
После прямой линии, проведённой президентом Владимиром Путиным 14 апреля, на сайте Кремля был опубликован ряд поручений правительству. Среди них имеется поручение кабинету министров совместно с Центробанком разработать схему натурального возмещения автомобилистам ущерба по ОСАГО.
Напомним, что во время прямой линии к Путину обратился президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин. Его предложением было создать сеть региональных сервисов для внедрения и расширения практики «натуральных компенсаций» в ОСАГО. По его мнению, это поможет бороться с мошенниками в сфере автострахования, а также создать дополнительные рабочие места. После прямой линии появился соответствующий документ, где речь идет о восстановительном ремонте поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания. Данное предложение поручено разработать до 1 октября 2016 года.
Российский союз автостраховщиков сообщил, что уже направил в Банк России, Минфин и Госдуму проект поправок в закон об ОСАГО, которые отражают практику возмещений в натуральной форме. В РСА уверены, что эти нововведения помогут в борьбе с аферистами.
— Кроме того, реализация этой инициативы будет способствовать сокращению количества споров между сторонами при урегулировании убытков по ОСАГО, — считает заместитель директора Тамбовского филиала АО «СОГАЗ» Татьяна ПОВАРОВА. — Сейчас много спорных ситуаций возникает в связи с расчётом выплат по калькуляции, а если в ОСАГО будет введено преимущественно натуральное возмещение, число этих споров сойдёт на нет. Помимо этого, переход к практике натуральных выплат в ОСАГО во многом поможет решить проблему с недобросовестными автоюристами: включение автоюристов в цепочку взаимоотношений «клиент — страховщик» просто потеряет смысл.
В то же время страховщики считают, что реализация нововведения потребует решить ряд спорных вопросов. В частности, необходимо будет решить вопрос об учёте износа в натуральной форме выплаты, а также решить, как действовать в ситуациях, когда стоимость ремонта превышает максимальный имущественный лимит по ОСАГО в размере 400 тыс. рублей. Не исключены также ситуации, в которых страхователи могут быть недовольны сроками ремонта, которые в большей степени зависят не от страховщика, а от СТОА и ее загрузки.
Напомним, и сейчас возможность взять не деньги, а компенсировать причинённый в ДТП вред ремонтом, законом об ОСАГО предусмотрена. И если у страховой компании есть договоренность с СТО, страховщик может предложить пострадавшему произвести ремонт разбитого автомобиля. Если страхователь соглашается, страховщик выдаёт направление в автосервис. Дальше на станции ремонтируют машину, а оплату производит страховая компания. Правда, не полностью. Сумму износа пострадавшему придётся оплатить из своего кармана. Но сейчас большинство автовладельцев по-прежнему предпочитают получить выплату деньгами.
— Со страховой компанией мне пришлось столкнуться 1,5 года назад, — рассказывает автомобилист Валерий Дмитриев. — Страховщики подсчитали, что ремонт моего автомобиля после ДТП обойдется в 30 тысяч рублей, хотя родственник — автомеханик, сразу сказал, что меньше, чем 50 тысячами тут не обойдёшься. Это подтвердил независимый оценщик, и на основании его заключения страховая компания выплатила мне эту сумму в досудебном порядке. К новому порядку я отношусь отрицательно. При этом получается, что меня лишают права выбора. Потом, какая станция техобслуживания будет делать ремонт — тоже непонятно, а если он будет проведен некачественно или спустя рукава? Более того, предполагаю, на станции попытаются сэкономить и провести ремонт с меньшими затратами, а деньги положат себе в карман. Поэтому я предпочёл бы выплату деньгами, а уж с этими средствами я обращусь в хорошо зарекомендовавший себя автосервис. Но теперь такой возможности нас лишат.
Предполагается, что исключения в нововведении всё-таки будут — возможность получить денежную компенсацию останется актуальной в том случае, если сервис, с которым у страховщика заключён договор, расположен далеко от вашего места проживания, а также при необходимости длительного ожидания деталей.
С 1 июня появятся новые полисы ОСАГО
Этим летом всех автовладельцев обяжут заменить действующие полисы ОСАГО на новые. Получать новый полис придётся, даже если срок действия старого ещё не истёк. Такое решение принял президиум Российского союза автостраховщиков в качестве противодействия распространению фальшивок. По данным РСА, ежегодно в России реализуется около 1 миллиона поддельных полисов ОСАГО при общем объёме в 42 миллиона полисов.
Новый бланк ОСАГО будет розового цвета, на нём разместят QR-код, по которому будет доступна информация о договоре и сроках его действия. Полис также будет содержать формулу расчёта страховой премии и информацию о коэффициенте бонус-малус автовладельца.
Расходы по оплате бланков полиса ОСАГО лягут на страховщиков. Стоимость однослойного бланка составит 5,1 рубля (сейчас 4,8), двухслойного — 6,6 рубля (сейчас 5,9 рубля). По прогнозам Гознака, на повторение сложной защиты нового полиса у аферистов уйдёт около двух лет.
Читать все комментарии