«Мы готовили собак для подрыва фашистских танков»

Пенсионерка Антонина Стрединина в годы Великой Отечественной войны служила в отряде по подготовке собак-подрывников и участвовала в допросах бандеровцев на Западной Украине

14.05.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Жительнице Черноземья Антонине Митрофановне Стредининой в этом году исполнится 92 год. Бывшая учительница живёт в Воронеже, у неё четверо детей и девять внуков. Свои воспоминания о войне она не только передала родственникам, но и записала от руки в толстую тетрадку. А женщине действительно есть о чём рассказать...

Под командованием Черняховского

Выпускной бал 17-летней десятиклассницы Антонины Стредининой пришёлся на 21 июня 1941 года. А наутро, как и другие жители нашей страны, она услышала из громкоговорителя страшные слова о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.

Вместе с друзьями девушка отправилась в военкомат, чтобы записаться добровольцем на фронт. Но Тоню призвали в армию только в 1942 году, когда она достигла совершеннолетия. Антонина стала писарем в штабе 27-го отдельного батальона собак-миноискателей и истребителей танков, который относился к 60-й армии Воронежского фронта под командованием генерал-майора Ивана Черняховского.

Собачья смерть...

Участь четвероногих подрывников была незавидной. В войну из собак готовили истребителей танков. Овчарок обучали бросаться под днище тяжёлой техники, не пугаясь разрывов снарядов и выстрелов.

На спину собаки крепили вьюк с несколькими килограммами тротила и чувствительным взрывателем — «антенной». Когда вражеские танки приближались к нашим позициям на 75 — 100 метров, вожатый выпускал собаку из окопа. Пёс, приученный находить пищу под работающим танковым двигателем, бросался под движущуюся машину. Когда он заползал под танк, взрыватель цеплялся за корпус, и мина взрывалась...

Собака, выводя из строя танк, погибала. Некоторых из них фашисты убивали из автоматов ещё до того, как они достигали цели.

Антонине было очень жалко животных, обречённых на смерть. Но в условиях войны было не до рассуждений о гуманности... 

Из подрывников — в сапёры

Антонина Митрофановна рассказывает, что их часть в составе 60-й армии участвовала в 1943 году в крупнейшем танковом сражении на Курской дуге. 

— Наши четвероногие подрывники уничтожили 24 немецких танка «Тигр» и несколько самоходных установок, — вспоминает Антонина Митрофановна.

В октябре 1943 года подразделения собак — истребителей танков в Красной армии были упразднены. Главным образом в связи с увеличением количества противотанковой артиллерии. Кроме того, на содержание и тренировку собак тратилось много средств, а промахнувшиеся мимо вражеских танков собаки представляли опасность для собственных войск, и для их отстрела необходимо было привлекать снайперов.

— После освобождения Курска наша часть получила новое направление, — рассказывает Антонина Стрединина. — Стали обучать собак искать по запаху вражеские мины, которые при отступлении повсюду оставляли фашисты. Теперь пришедшие на помощь сапёрам четвероногие помощники после выполнения задания оставались живы.

Цензура солдатских писем

В 1944 году Антонину перевели в отделение военной цензуры, где она должна была читать письма, идущие с фронта и на фронт. Антонина проверяла, не разглашаются ли секретные сведения. Всю «лишнюю» информацию в посланиях цензоры вымарывали химическим карандашом, после чего ставили на конверте соответствующую печать и отправляли по адресу. А если в письме было слишком много секретной информации, его изымали.

В должности контролёра Народного комиссариата госбезопасности Антонина побывала и на Украине, и в Польше, а Победу встретила в Чехословакии. 

— В Чехословакии очень радовались советским войскам, — вспоминает женщина. — В нашем отделении было полсотни девчонок. Однажды к нам пришли местные парикмахеры и бесплатно сделали всем нам причёски. Местные жители угощали нас вином, приносили пирожные...

На борьбу с бандеровцами

Военная служба для Антонины не закончилась 1945 годом. Ещё два года она провела на Западной Украине, в городе Станиславе (ныне Ивано-Франковск). Красная армия боролась с бандеровцами — последователями украинского националиста Степана Бандеры, которые прятались в лесах. Между двумя сторонами часто происходили кровавые стычки. Бандеровцы нередко убивали местных жителей. Красноармейцы ловили членов банд, допрашивали их с пристрастием, некоторых расстреливали. Антонине поручали вести протоколы допросов.

— Я, наверное, миллион тонн бумаги исписала, — говорит пенсионерка. — Весь военный архив в Станиславе написан моей рукой.

Уволившись из армии в 1947 году, Антонина закончила пединститут. Преподавала русский язык и литературу, затем немецкий язык, а потом стала учительницей начальных классов. Всю жизнь у неё дома жили и собаки, и кошки, которых женщина очень любит. До сих пор при слове «бандеровцы» она болезненно морщится...

В тему

Дрессировщик Владимир Дуров готовил тюленей-сапёров

Воронежский дрессировщик Владимир Дуров в 1915 году, во время Первой мировой войны, обратился в Генштаб морского флота с предложением создать отряд тюленей для поиска подводных мин. Был даже поставлен успешный эксперимент в Балаклавской бухте, в ходе которого 20 тюленей, прошедших школу дрессировщика, находили под водой муляжи мин и помечали их буйками. В боевых условиях животных так и не удалось испытать, так как об эксперименте узнала немецкая разведка, и однажды все ластоногие диверсанты были отравлены вражеским лазутчиком.