Стражи прилавка
Как правильно себя вести, если охранники торгового заведения необоснованно подозревают вас в краже товара
Конфликты между охранниками магазинов и покупателями случаются довольно часто. Пытаясь предотвратить кражу товара, секьюрити порой видят потенциального вора в каждом втором гражданине. Излишнее рвение по защите частной собственности нередко приводит к стычкам, в которых даже невиновные покупатели иногда получают телесные повреждения.
Расскажем о двух подобных случаях, и о том, как покупателю вести себя в такой ситуации.
«Я легонько ударил охранника в лицо»
Синяком под глазом закончился для 27-летнего Романа Парфёнова поход в сетевой супермаркет, так называемой шаговой доступности. Тщательно выбирая товар, он бродил по торговому залу около 40 минут. Когда Роман подошёл к кассе, на него налетел охранник с требованием показать карманы. Сотруднику службы безопасности показалось, что покупатель украл упаковку сушёного кальмара.
— Ничего лишнего я не брал и сказал охраннику, что он ошибается, — рассказывает Роман. — Но он стал хватать меня за руки и за шиворот, кричал, что давно меня знает и якобы я в этом магазине постоянно ворую! Чтобы он не распускал руки, мне пришлось легонько ударить его головой в лицо.
На помощь охраннику бросились два работника магазина. На видеозаписи, сделанной очевидцами, видно, что молодой человек лежит на полу, а охранник бьёт его руками по голове и ногой по лицу. По словам Романа, после избиения его скрутили и увели в подсобку. На теле молодого человека осталось несколько синяков. Полиция, приехавшая по вызову очевидцев, приняла заявления и от покупателя, и от охранника. Но после проверки в возбуждении дела обоим было отказано «за отсутствием состава преступления».
По версии охранника Виктора Редина, у него сдали нервы. Охранник рассказал, что вначале он вежливо попросил Романа оплатить покупки, но тот послал его матом. Также покупателю предложили пройти к мониторам, чтобы посмотреть видеозапись. Но вместо ответа охранник получил удар головой в лицо.
— Тут я и вскипел! — объясняет Виктор. — Меня ударили ни с того ни с сего, а я всего лишь выполнял свою работу!
По версии охранника, покупателя не избивали, а скрутили. В какой момент Роман получил синяк, охранник не помнит, поскольку в потасовке участвовали и двое продавцов. В завершение беседы с нами Виктор Редин признал, что кальмаров Роман не крал.
«Покажите записи с камер видеонаблюдения!»
Ещё один конфликт случился в октябре в крупном супермаркете с Людмилой Минаковой, которой после похода в магазин пришлось нанять адвоката, и теперь она пытается взыскать с торгового заведения компенсацию за моральный ущерб.
Девушку обвинили в неосторожном обращении с товаром: якобы она разбила бутылки со спиртным. Людмила же настаивала, что стеклянная полка, на которой стояли бутылки, разрушилась сама, в результате чего спиртное упало.
Ссора между покупателем и охранником была зафиксирована на видео. Девушка в решительной манере требовала показать ей записи камер видеонаблюдения, а охранник в таком же тоне отвечал, что записи покажут «кому надо». В попытке препроводить предполагаемую нарушительницу в комнату для разбирательств охрана явно переусердствовала, оставив на теле девушки синяки. Дело разрешилось с приездом полиции. Видеозапись показала, что в падении бутылок покупательница не виновата.
В пресс-службе компании X5 Retail Group, частью которой является гипермаркет, в котором и произошла стычка, сообщили, что охранники действовали в рамках регламента, а вот покупательница вела себя агрессивно. После того как было установлено, что вины покупательницы в произошедшем нет, перед ней извинились.
«Хочешь не хочешь, а будешь подозрительным»
Эксперты в области безопасности торговых заведений осторожно комментируют подобные происшествия, отмечая, что охранники и сами часто становятся жертвами агрессивных покупателей.
— Работа с людьми — одна из самых тяжёлых, — напоминает руководитель ЧОП Иван ЛАПИН. — Кражи в магазинах совершаются каждый день, и тут уж, хочешь не хочешь, будешь подозревать всех. Проблема в том, что у охранников есть обязанности, но мало прав. Охранник имеет право лишь вежливо попросить человека остаться до появления полиции, если тот что-то разбил или испортил. Но применять силу права у охранника нет. Человек может просто спокойно выйти из магазина, несмотря на все претензии охраны. А расплачиваться потом придётся работникам магазина.
Какие права имеет покупатель?
По просьбе корреспондентов «Житья» глава юридической компании Татьяна ЧИКОВА рассказала о типичных конфликтных ситуациях, которые могут возникнуть в магазине, и объяснила, какими правами в данных случаях обладают покупатели.
1. Вы не хотите сдавать сумку в камеру хранения.
Администрация магазина, как правило, предупреждает покупателей о том, что ответственности за сохранность их имущества не несёт. Поэтому покупатель имеет право не сдавать личные вещи в камеру хранения при входе в торговый зал, какого бы объёма ни была сумка. К тому же, если вы потеряете ключ от ячейки со своими вещами, магазин, как правило, начнёт требовать с вас штраф, что является незаконным. Взыскать с вас ущерб за потерянный номерок торговое заведение может только через суд.
2. Вы складываете покупки в карман.
Покупатель может складывать товары куда угодно: хоть в карман, хоть в рюкзак, хоть в сумку. Главное, чтобы на кассе он не забыл их достать и расплатиться. Иначе — кража.
3. Вас заподозрили в краже и пытаются задержать, требуя показать содержимое карманов или сумки.
Охранники магазина не имеют права досматривать вещи покупателей и задерживать их (если речь не идёт о совершённом преступлении). Если вы ничего не украли, а вас подозревают в краже, вы вправе идти по своим делам, не показывая сумки и не выворачивая карманы. Если же охрана превышает полномочия, можете смело написать заявление в полицию.
Если же покупатель застигнут охраной на месте преступления, после задержания сотрудники службы безопасности должны вызвать полицию — не более того.
4. Вас обвиняют в том, что вы съели или выпили неоплаченный товар.
Если факт употребления товара зафиксирован на видео или доказан свидетелями, вы должны будете оплатить его в полном объёме.
5. Вы случайно задеваете в торговом зале товар, который падает и разбивается.
На основании ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайного уничтожения или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Если товар разбит случайно, то платить за него покупатель не должен. При этом владельцы супермаркетов должны оборудовать стеллажи так, чтобы исключить случайные падения товаров.
Если сотрудники магазина подозревают, что товар уничтожен намеренно, они должны доказать это в суде и взыскать ущерб в судебном порядке.
6. Вы случайно разбили товар и поранились.
Вы имеете полное право потребовать с магазина компенсацию, если к ранению привело нарушение правил торговли. Товар мог быть, к примеру, плохо закреплен, на стеллажах находилось слишком большое количество товаров, между стеллажами в магазине были слишком узкие проходы и т. д.
7. Вы хотите сфотографировать товар или ценник, но вам запрещают это делать.
Ни охранники магазина, ни продавцы, ни собственник заведения не могут запретить вам проводить фото — и видеосъёмку в торговом зале.
Читать все комментарии