«Горы учат человека НЕ СДАВАТЬСЯ»

Тамбовчанин покорил Эльбрус дважды за одну неделю

01.10.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

30­летний банковский служащий Владимир Антонов в июле этого года на пару недель превратился в альпиниста. Десять дней он прожил в горном приюте на склоне Эльбруса, а после покорил две его вершины — западную и восточную. В горы Владимир влюбился еще в детстве, когда побывал у родственников на Северном Кавказе. Сперва просто любовался вершинами, затем — подростком — стал подниматься на некоторые из них. Эльбрус Володя впервые увидел в 15 и восхитился его мощью и величием. Заметив на склоне альпинистов, и сам захотел однажды оказаться среди них. В 2014­м мечта сбылась — он поднялся на одну из вершин. А спустя год решил улучшить свой результат и начал готовиться к восхождению.

— Целый год я развивал силу и выносливость, тренируясь по три раза в неделю, — рассказывает Владимир АНТОНОВ. — Бегал. Сначала налегке и по часу-полтора, затем — с рюкзаком за плечами в горку по 2 — 2,5 часа. Тренировал ноги, приседал по 600 — 700 раз. Много внимания уделял питанию — старался есть больше белков и витаминов. Ну и, конечно, изучал маршрут, климат Приэльбрусья, основы горной медицины, чтобы знать, как жить в учловиях дефицита кислорода.

Там звёзды ярче

Тренировки, начатые дома, продолжились и в горах. В июле Владимир отправился на Эльбрус — с группой единомышленников. Там на высоте 3800 м они поселились в горном приюте для альпинистов и прожили в нем 10 дней. За это время участники восхождения должны были акклиматизироваться, чтобы после справиться с горной болезнью, совершить несколько тренировочных выходов, научиться обращаться со снаряжением. Поход назначили в ночь на 28 июля — подъём объявили уже в половине первого. Дело в том, что после обеда на Эльбрусе почти всегда портится погода, усиливается ветер, идет снег, ухудшается видимость, так как вершины накрывает облаками. Поэтому на восхождение и отправляются ночью, чтобы успеть достичь вершины и вернуться в лагерь до ухудшения погоды. В час ночи группа была уже готова к выходу.

— Темно, холодно, сильный порывистый ветер, учащенное дыхание и сердцебиение, а в голове лишь одна мысль: «Надо дойти!» — вспоминает Владимир. — Так мы вышли из лагеря на тропу, ведущую к вершинам Эльбруса. По ней предстояло идти всю ночь. Мне запомнился ночной Эльбрус, две его огромные, величественные вершины. И звезды. В горах, на высоте, они выглядят совсем по-другому — гораздо ярче, крупнее и четко видно Млечный путь. Рассвет встретили на высоте 5000 м. В память врезались снежные вершины в лучах восходящего солнца вдоль всей линии горизонта, на сколько хватало взгляда, и огромная тень от Эльбруса, которая закрывала собой половину панорамы. Этим маршрутом я шел уже во второй раз, но от красот, увиденных с высоты, все так же захватывало дух. Идти было тяжело, воздуха не хватало, мучила жажда, казалось, что нет конца череде затяжных подъёмов, часы и минуты тянулись очень медленно.

Сильные порывы ветра и опасные скользкие участки осложняли подъём, выше участники восхождения поднимались в связках с ледорубами в руках. Все члены группы добрались до вершины Эльбруса невредимыми. На высоте в 5642 м Владимир развернул флаг Тамбовской области.

— Подниматься на вершину с флагом в горах считается традицией, — рассказывает он. — Кто-то берёт с собой флаг организации, где работает, кто-то флаг своего региона, иностранцы — флаги своих стран. Я поднимался на Эльбрус с флагом Тамбовщины, так как я люблю свою страну и город, в котором живу. К сожалению, кроме меня тамбовчан в составе группы не было. Но надеюсь, что наши земляки на Эльбрусе еще побывают!

С запада — на восток

Покорив западную вершину Эльбруса, Владимир не остановился на достигнутом и решил отправиться еще и на восточную. Других желающих совершить такой подвиг не нашлось, и по маршруту ему предстояло пройти вдвоем с гидом-инструктором. Несколько дней Владимир потратил на восстановление и отдых после предыдущего перехода. И 4 августа отправился по индивидуальному маршруту на восточную вершину Эльбруса. В путь со своим напарником он снова вышел глубокой ночью. К вершине они двигались по «косой полке» — опасной тропе на краю склона. Одно неверное движение, и человек может потерять равновесие и упасть вниз. Шансов выжить при таком падении у альпиниста практически нет — тропа находится очень высоко.

— Пока большинство людей спали в своих теплых постелях, мы вдвоем в темноте под свист ветра ступили на эту опасную тропу, — рассказывает Владимир. — Мы были первыми, кто поднимался в эту ночь, поэтому тропа была еще не протоптана, а вчерашние следы замело снегом. Первым шел инструктор, он тропил, я шел за ним, стараясь наступать след в след. Мой налобный фонарь отскочил и улетел в пропасть, я шел в темноте, почти ничего не видя перед собой. Идти было тяжело, ноги проваливались в рыхлый снег, меня слегка шатало. Я ловил себя на мысли, что, потеряв равновесие, рискую улететь с косой полки прямиком туда, где меня уже не найдут. Дышалось тяжело, так как мы находились на высоте уже более 5000 м и темп восхождения, заданный инструктором, для меня после бессонной ночи был достаточно быстрым. Однако, каким бы долгим и выматывающим ни был подъем, каждый шаг приближал нас к вершине, и эта мысль помогала мне идти дальше.

Впереди Монблан и Килиманджаро

Спустя долгие часы перехода и несколько коротких передышек Владимир со своим спутником оказались на пологом участке тропы. Подниматься выше было уже некуда. Погода вдруг улучшилась — облака рассеялись, выглянуло солнце. Вскоре показался обелиск, обозначающий вершину и отметку в 5621 м.

— С вершины отлично просматривался уходящий на сотни километров за горизонт главный кавказский хребет и соседняя западная вершина Эльбруса, — рассказывает Владимир. — Обе вершины могучего спящего вулкана-пятитысячника были как на ладони. Такое надо увидеть своими глазами хотя бы раз в жизни! Замерзшими руками я достал из рюкзака флаг Тамбовской области и развернул его на пике. Так символ нашего региона побывал на обеих вершинах Эльбруса — самой высокой горы в России и Европе! И я сам в этом походе получил много ценных знаний и навыков. Горы учат человека не сдаваться, как бы тяжело ни было, и добиваться поставленных целей.

Останавливаться на этом Владимир не собирается. В планах — Монблан и Килиманджаро, которые он также собирается покорить с флагом нашего региона.

КСТАТИ

Как живут альпинисты в горах?

Залог успеха в борьбе с горной болезнью — своевременная и достаточно продолжительная акклиматизация. Для того чтобы справиться с дефицитом кислорода, альпинисты селятся на достаточной высоте в горных приютах и стараются подниматься не выше чем на 500 — 800 метров в день. Горный приют —

это несколько стоящих в ряд контейнеров-бытовок, один из которых отведен под кухню, а в остальных живут люди —

по 8 человек в каждом. Для приготовления пищи используется талая вода, удобства расположены на улице, а из коммуникаций — только две розетки. Электричество поступает от генератора вечером и ночью, кровати сбиты из досок, а спать нужно в верхней одежде и спальниках, так как отопления нет, а температура воздуха летом составляет порядка 10, а зимой — до 20 градусов мороза.