«Фильм Кирилла Серебренникова «Лето»: опьянение без похмелья»

27.07.2018 15:34
МОЁ! Online
6

Читать все комментарии

Вышел в прокат фильм режиссера Кирилла Серебренникова «Лето», который рассказывает о творческом пути молодого Виктора Цоя и ленинградской андеграундной рок-культуре начала 1980-х годов. Основная сюжетная линия — история знакомства и отношений 19-летнего Цоя, которого сыграл корейский актер Тео Ю, 26-летнего Майка Науменко (Рома «Зверь» Билык) и его жены Натальи (Ирина Старшенбаум). Также зрителю представили историю становления ленинградского рок-клуба, который стал толчком для развития русского рока, и записи первого альбома Цоя. Фильм участвовал в основной программе Каннского кинофестиваля, где получил приз за лучший саундтрек.

— К «Лету» Кирилла Серебренникова у зрителя, как правило, три вопроса. Все они легко трансформируются в претензии после просмотра.

Во-первых, правда ли всё это? Да не особо. Авторы этого даже не скрывают, вставляя прямо в объектив камеры маркеры «Этого не было», когда дело доходит до наиболее нарочитых сцен. А вопрос на самом деле не праздный – на экране кумиры прошлого Цой и Науменко, ленинградский рок-клуб, платонический любовный треугольник и слепок эпохи, ускользнувшей столь же незаметно, как лето сменяется осенью.

Гребенщиков, Алексей Рыбин и другие прямые или косвенные участники «реальных событий» остались не в восторге от картины, возможно, справедливо упрекая авторов «Лета» в неправдоподобности и театральной эскизности. В то же время Серебренников явно хотел создать некую сказку, своего рода фантазию на тему.

Перед нами меланхолично-задумчивые Витя и Майк, пытающиеся найти и осознать своё место в мире и неспособные даже на минуту вырваться из плена молодости, романтики, собственной музыкальности и острого ощущения меняющейся (в том числе и под их влиянием) среды. Нам не так важно, кто они и откуда. Нередко главные герои и вовсе пропадают из кадра в этом бесконечном потоке случайных и не очень встреч, посиделок, концертов и беззаботных разговоров. Реальность событий уходит на второй план, уступая реалистичности атмосферы и тех переживаний, которыми жила творческая молодёжь тех лет. Песни под гитару, думы о джинсах, тетрадные переводы иностранных песен, интуитивное стремление к прыжкам через костёр и купанию голышом – к свободе, короче.

«Лето» — это не байопик и не реконструкция эпохи. Скорее попытка воссоздать эмоции и чувства. И было бы странным, окажись эта история выхолощена настолько, что не осталось бы места даже «детскому школьному роману», как объясняет Наташа, жена Майка. «Гуляем, за ручку держимся… и целуемся иногда». Придуманный, достроенный в нашем воображении кумир всегда ближе, загадочнее и нежнее реального прототипа. Мы погружаемся в опьянение, всякий раз минуя похмелье.

Второй вопрос – про Канны, конечно. Кому достаётся там главный приз – вообще неважно. Решение принимает жюри, а не коллективное бессознательное индустрии, как в случае с «Оскаром». Сам же факт участия в главном кинофестивале мира говорит о том, что талантливый режиссёр снял талантливое кино. Не больше, но и не меньше. Награда в немного архаичной музыкальной номинации более чем заслуженна. Насколько скованно и словно прячась за очками-авиаторами играет Рома Зверь как актёр, настолько же здорово и органично в общем контексте он выполняет свои музыкальные задачи. Сомнения же многих критиков относительно принятия и понимания иностранным зрителем сугубо национальной истории можно легко оспорить. Да, здесь не случается любовной драмы или противостояния Моцарта и Сальери, но общее изящество картины – как будто нарочно безыскусное внешне – дают возможность и посмеяться, и поплакать, и просто погрузиться в инфантильную задумчивость.

Третий вопрос – самый главный. Хорошее ли кино? Если кратко и в целом, то замечательное. Трогательное и лёгкое одновременно, подчас очаровательное в своей незатейливости. Мюзикловые хулиганские зарисовки, Игги Поп, Лу Рид и другие иностранные кумиры об руку с «Кино» и «Зоопарком», театральные сломы четвёртой стены, подчас интимная операторская работа Владислава Опельянца, анимации и игра со светом и цветом, грустное, но при этом тёплое настроение - лета, молодости, музыки и ностальгии.

Самое читаемое