Что я хотел услышать, но так и не услышал от главного гаишника области

Впечатления от интервью с начальником УГИБДД  Евгением Шаталовым

01.02.2020 19:44
МОЁ! Online
67

Читать все комментарии

Прямую речь высокопоставленных руководителей региональной Госавтоинспекции в последнее время мне приходится слышать нечасто: на совещания с общественниками не приглашают, из комиссии по безопасности движения убрали без объяснения причин. Остаётся довольствоваться набившими оскомину штампами пресс-службы о необходимости быть внимательными на дороге, своевременно менять резину и радоваться организованным конкурсам детских частушек. Но ведь не эта работа определяет состояние безопасности наших дорог.

Вот поэтому после анонса на портале «МОЁ! Online» я подготовил 4 вопроса для начальника ГАИ и с огромным интересом посмотрел опубликованную запись интервью с главным госавтоинспектором Воронежской области Евгением Шаталовым.

Начальник говорил много и красиво. Пытался зарядить зрителей позитивом: «работу ведут», «надзор активизируют», «взаимодействие с перевозчиками и мэрией налаживают». Уделил внимание предстоящим изменениям в законодательстве, планам строительства новых дорог, приподнятым над проезжей частью пешеходным переходам, установке новых камер автоматической фиксации нарушений на остановках общественного транспорта. Рассказал о значительном количестве наказанных водителей и должностных лиц. Заверил, что фотокамеры устанавливаются исключительно на основании анализа аварийности и показывают высокую эффективность: в местах их установки количество погибших сократилось за год на 60%!

Естественно, озвучил предварительные показатели состояния аварийности по итогам 2019 года: погибших на дорогах стало меньше, но количество ДТП и раненых возросло. Впрочем, это не помешало ему заявить, что «нам удалось выполнить задачи, установленные нацпроектом и стратегией БДД» (сколько я ни листал обозначенные документы, так и не нашёл в них задачу увеличивать количество аварий на дорогах).

За выполнение конечных целей этих документов (снижение количества погибших в ДТП до уровня 4 человека на 100 тыс. населения к 2024 году) поручиться не смог, но отметил, что «потенциал для этого имеется».

В частности, были упомянуты 5 млрд руб., вложенных в наши дороги только в 2019 году, новые патрульные машины, ужесточение законодательства, большое количество новых приборов на вооружении службы. Да и статистика, по его мнению, добавляет уверенности: «количество погибших в ДТП за последние 5 лет снижено с 630 до 416, то есть на треть!» (в целом по России, кстати, аналогичная динамика).

В принципе у неискушённого зрителя может сложиться впечатление, что лучше воронежской ГАИ никто в стране не работает. Я такого оптимизма не разделяю.

К сожалению, я так и не понял, чем ГАИ занималась весь год. В какой мере были использованы предоставленные службе полномочия, изложенные в указе президента РФ № 711 от 3.07.1998 г. (их там очень много), какие проблемы есть в ГАИ, в чём недоработали органы государственной власти и муниципалитеты, каково его личное отношение к этим вопросам.

Миллиардные вложения в нынешние и будущие дороги, строительство модных пешеходных переходов не являются заслугой Госавтоинспекции. Это вообще не её компетенция. Да и вряд ли 9 новых переходов в 2020 году что-то изменят по существу.

Очевидно, что озвученная динамика снижения аварийности не приведёт к достижению требуемых показателей в 2024 году! Особенно с учётом того, это за последние 20 лет, в течение которых вроде бы успешно были реализованы две многомиллиардные федеральные программы повышения безопасности движения, количество ДТП сократилось лишь на четверть. А теперь мечтают за оставшиеся 5 лет снизить количество погибших аж в 4 (!) раза. Ни одна страна в мире, кстати, таких темпов не показывала.

Много лет в Воронеже остро стоит вопрос с безопасностью пешеходов. Евгений Шаталов рассказал, что за год «более 14 000 водителей привлечены к ответственности за непредоставление преимущества пешеходам». Вроде много. Но это же по 80 человек в день. На всю область! Да ещё неизвестно, сколько из них наказаны с помощью камер, которые зачастую фотографируют не только нарушителей, но и тех, кто просто мимо проезжал.

Не убедили меня и заверения в установке камер фотофиксации только в самых аварийных местах. Ну скажите, какая аварийность на Ломоносова на участке от Учхоза до Московского проспекта? Прекрасная видимость, хороший асфальт, разметка, пешеходные ограждения, при том, что пешеходов там в принципе нет. А вот треногу там практически каждый день за деревьями прячут.

Я уже почти 10 лет слышу мантру о диком снижении аварийности в местах установки средств фотофиксации (на 30% в год). Однако кормят нас исключительно процентами, и ни разу ни один начальник или чиновник не привёл конкретные адреса и цифры: сколько ДТП там было 5 лет назад, 3 года назад, в прошлом году наконец. Приведите аналитику, сделайте наглядную карту — тогда народ поверит. Пока же объективная картина иная: штрафы с камер перевалили уже за 1 млрд руб. в год, а аварийность в области растёт.

В прошлом году, со слов начальника, было выдано «4 000 предписаний на устранение нарушений, 400 должностных лиц и 30 юридических лиц привлечены к ответственности». Впечатляет?! Меня нет! Если принять во внимание, что в области у нас около 100 сотрудников, уполномоченных на вынесение предписаний, то вклад каждого состоял из 3 предписаний в месяц и 1 протокола в квартал! И ладно бы, если бы на дорогах был порядок, но ведь там очевидный бардак! Я на днях на 1 км протяжённости ул. Ломоносова за 10 минут нашёл десяток нарушений, реально создающих угрозу безопасности движения. Куда же смотрят инспектора?

Без внимания осталось много других острых проблем в организации работы Госавтоинспекции, о которых пишут в СМИ, гудят соцсети. Очень хотелось бы услышать, почему после всех реформ люди должны с ночи занимать очередь за талончиком на регистрацию автомобиля или получение удостоверения к единственному терминалу, который вечно ломается. А если и функционирует, то уже в начале рабочего дня говорит, что талоны закончились.

Ни для кого не секрет, что в последние годы ГАИ погрязла в коррупции. Когда в 2017 году задержали командира ОБДПС Александра Дегтярёва, Евгений Шаталов заявил, что это «единичный случай, а не сложившаяся практика».

За последующие 2 года за взятки арестовали ещё одного комбата, командира спецвзвода, начальника экзаменационного отдела, десяток инспекторов ДПС. Вот и хотелось бы узнать, что думает и чувствует по этому поводу сам начальник?! Способен ли он изменить ситуацию?

Очевидно, что замалчивание проблем ещё никогда и никому не помогало в их решении. С таким подходом ни аварийность не победить, ни авторитет службы в народе не поднять.

Детальный разбор интервью начальника УГИБДД Евгения Шаталова смотрите в 47-м выпуске программы «Право руля с Николаем Киселёвым».

Самое читаемое