«Застрял в грязи на обочине». Это про «градовский» автобус или про весь городской транспорт?»

«Застрял в грязи на обочине». Это про «градовский» автобус или про весь городской транспорт?»

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
5

Читать все комментарии

— Прошло примерно семь лет с момента появления первых градовских маршрутов № 4 и № 84. Через год к ним добавились № 64 и № 34. Тогда это смотрелось как НЛО — новые и современные автобусы, в фирменной цветовой схеме, с работающей системой объявления остановок, и даже с кондукторами, которые ходили по салону. Это был транспорт будущего, это была компания «Гипроавтотранс».

«Гипроавтотранс» появился на свет буквально случайно. Просто когда бизнесмен Евгений Хамин попросил продлить ряд ранее существовавших маршрутов до Сити-парка «Град», в городском департаменте пассажирских перевозок ему сказали, мол, никто в «твою Рамонь» ездить не будет. Тогда «Группа компаний Хамина» решила создавать своего перевозчика и открыть свои маршруты. Результат превзошел ожидания и во многом задал стандарты для остального городского транспорта.

К сожалению, в силу разных особенностей русского бизнеса весной 2015 года «Гипроавтотранс» прекратил свое существование. Градовские маршруты и автобусы получила в свое распоряжение транспортная компания «Автолайн+». Лучшие на тот момент городские маршруты «Автолайн+» получил практически без борьбы.

Теперь о русском бизнесе. Если ты получаешь отличный маршрут, который везет прибыль, надо что? Правильно, получать удовольствие и деньги. Бизнес в России — это процесс извлечения ренты. «Колеса крутятся — баблосы мутятся». Однако особенности реальной жизни в России заключаются в том, что там, где кто-то извлекает ренту, всегда найдутся желающие откусить кусок. Первым «откусить» пожелало ПАТП-3, по его следам — «дочка» Воронежской транспортной компании «Евролиния-2». Речь о знаменитых аэропортовских «А-маршрутах». Ухудшение конъюнктуры продолжилось и далее.

Следующий коварный удар нанес Росавтодор, затеяв ремонт путепровода на аэропорт, который будет продолжаться около полугода. Из-за этого длина всех «градовских» машрутов выросла на 10,5 км. Это означало, что автобус проезжал на 40 — 50 километров больше за те же деньги и маршруты теряли 1-2 круга, что явно отразилось на выручке. Все бы еще ничего, если бы эти 10 километров автобусы ехали, но опять таки из-за ремонта моста и дороги очень часто автобусы там стоят в пробках!

Что делать водителю автобуса? Зарплату ему никто не платит, зарабатывать нужно самому: и на план, и на заправку, и себе в карман. Что в такой ситуации он делает? Правильно: всеми правдами и неправдами пытается пробку объехать, вырвать у судьбы хотя бы пять минут в минус на круге. Как правило, это удается, но бывает и по-другому: 25 августа два градовских автобуса застряли в грязи и чуть не перевернулись, а 20 мая этого года «шестьдесят четвёртый» крайне неудачно вступил в борьбу с конкурентом-«восьмидесятым». На самом деле это не единичные эпизоды, а будни «градовских» маршрутов.

Парадокс в том, что развитие бизнеса и разруливание возникающих проблем— это и есть тот труд, за который бизнесмен получает деньги. Как можно было решить проблему градовских маршрутов? Элементарно: нужно было договориться с Росавтодором об устройстве временного разворота перед ремонтируемым мостом для маршрутных автобусов. Я не утверждаю, что это было бы просто, но это возможно, так как подрядчик все равно делал там кросс-съезды, необходимые при перекрытии движения при монтаже пролетов. До них вполне можно было сделать разворот. Но зачем? — Пусть водилы разбираются с проблемами, а план — их долг.

И последнее — об обновлении подвижного состава. Битва за обновление в последние годы напоминает мне битву за урожай времен позднего социализма: прикладываются все мыслимые усилия, но урожай один черт гибнет. Обновление подвижного состава — это краеугольный камень в деятельности городского управления транспорта в 2015 — 2017 годах, успехи в остальном куда более скромные. Тем не менее, цифры крайне далеки от планируемых: нормально обновился только подвижной состав малой вместимости. В 2017 году с перевозчиками заключены новые инвестиционные соглашения, где снова они должны что-то обновить за те пресловутые два рубля повышения тарифа. Вообще обновление парка — проблема исключительно перевозчика. Скажу больше, есть прямая зависимость между тем, насколько новый подвижной состав работает на маршруте и выручкой — не просто так самая большая выручка в большом классе на маршруте 9ка, где самой старой машине три года. Если перевозчики этого не понимают, это их проблемы: все остальное решит его величество рынок. И рынок решает — авторынок медленно но верно побеждает рынок перевозок городским транспортом. А там и Uber с Яндексом на хвосте, на горизонте замаячили сервисы car-pool.

К чему это я? На сайте «МОЁ! Online» был гениальный заголовок — «Автобусы застряли в грязи, пытаясь проскочить затор по обочине». Вот только застряли не автобусы — а вся система городского пассажирского транспорта. Потому что бизнес — это не сбор плана, а нечто большее.

От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес [email protected]. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.

Самое читаемое