Встречи с Державиным

12.01.2018 13:39
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

«Кабачок 13 стульев», «Трое в лодке…», «Морячка», десятки блестящих ролей в театре, эстрадных номеров… И все-таки скромный и мягкий Державин-Человек не уступил по своему масштабу талантливому и яркому Державину-Актёру.

Впрочем, и Державина-Человека в жизни просто невозможно представить без мягкого, доброго актёрства, без придуманной на ходу пьесы, без лёгких импровизированных представлений, которые он дарил друзьям и случайным зрителям…

С Михаилом Михайловичем мы общались не так уж и много. По времени — на один хороший спектакль, по впечатлениям — на всю жизнь хватит.

И неизменно свежее, незабываемое — наши с ним посиделки. В укромном уголке редакции, после эфира. Чуть поодаль — супруга Народного Артиста, прекрасная Роксана с композитором Владимиром Матецким. Что-то обсуждают. Кажется, новый мюзикл, где Роксане отведена главная роль.

А мы сидим и вполголоса, чтобы не мешать творцам, говорим. Сидим и говорим. — О театре, о рыбалке, о гастролях, о женах Михал Михалыча, о первой из них — Екатерине, дочери великого Аркадия Исааковича Райкина.

Позже это станет многочисленными интервью, книгами, но тогда, можно сказать, «из первоисточника» я услышал историю «про костюм Аркадия Исааковича».

Дело было так. У молодого артиста Державина тогда ещё не было собственного концертного костюма. А вот приглашение принять участие в первом в его жизни концерте поступило…

— И тогда, — рассказывает Михаил Михайлович, — «Сам Райкин» одолжил мне, своему зятю один из лучших костюмов. Надо сказать, я выступил неплохо. О чем с гордостью сообщил тестю. На что Райкин мгновенно отреагировал: ты же, Миша, выступил в МОЁМ (!) костюме. Думаю, — продолжил Народный артист, — даже если бы ты просто вышел в нём на сцену и просто помолчал бы, то имел бы не меньший успех.

— А, знаешь, открывай! — Мой собеседник кивком головы указывает на подаренную мной бутыль красного вина. И уже вполголоса продолжает:

— Я тут неделю на лекарствах сидел. Соскучился.

В тот же миг из очаровательных глаз Роксаны в нашу сторону летит молния. Ещё одна! — Оказывается, она, хоть и была поглощена обсуждением нового проекта, но «ситуацию», как хорошая жена, контролировала.

Моя рука повисает в воздухе...

— Давай. Мне уже можно. — Интеллигентно и всеразрешающе кивает Державин-актёр. И через мгновение, уже как Державин-Человек, как Державин- муж, нежной улыбкой обезоруживает свою бдительную супругу. Гроза стихает, не начавшись, но в том, что бдительность утроена, сомнений не возникает.

— Мы много не будем.

— Естественно.

И Державин продолжает рассказывать. Теперь о своей второй жене — Нине, дочери знаменитого советского военачальника, Маршала, Трижды Героя Советского Союза, полного Георгиевского кавалера Семёна Михайловича Будённого. И о знакомстве со своим будущим тестем…

— Представь моё состояние: открывается дверь, и на пороге — сам Будённый! Со своими знаменитыми усами, в домашней рубашке и в брюках с лампасами! Заходи, говорит, сынок. Ну, здравствуй! — Тот самый легендарный Будённый, которому я ещё мальчишкой махал рукой, когда тот проезжал по Арбату на своём персональном авто!

И Михаил Михайлович говорит о своей жизни в «Доме маршалов» на улице Грановского (ныне Романов переулок).

— В подъезде или во дворе со мной, молодым актером тепло здоровались легендарные военачальники, маршалы — Ворошилов, которому я в детстве письмо написал, Конев, Малиновский, Рокоссовский: здравствуй, сынок! Здесь же жили дочери Георгия Константиновича Жукова. И мы с ними дружили.

Державин вспоминает и о двух фотографиях, висевших в кабинете Будённого — Ленина и Сталина, на которых собственными руками обоих вождей было написано: Семёну Будённому — от В.И. Ленина, Семёну Будённому, другу, соратнику, создателю Первой конной — от И.В. Сталина.

Вспоминает мой собеседник и о том, как ответил Маршал Будённый на вопрос Эфроса, а читал ли тот «Войну и Мир». Да, ответил Семён Михайлович. Первый раз ещё при жизни автора!

Михаил ДЕРЖАВИН и его знаменитые тести - Аркадий РАЙКИН (слева) и Семён Михайлович БУДЁННЫЙ с семьями.
Жены Михаила Державина: но с другой стороны, тёщи тоже три! Слева направо: Екатерина РАЙКИНА, Нина БУДЁННАЯ, Роксана БАБАЯН

Фантастика! Слушаешь и словно погружаешься в живую, гудящую и в то же время какую-то «домашнюю» историю, в её дворы, в интерьеры, в кухни, с её живыми и знаменитыми обитателями, которые ходят, дышат, смеются и играют самих себя в этом спектакле, поставленном лукаво улыбающимся Михал Михалычем.

Все-таки Державин — потрясающий рассказчик. Даже в одних и тех же байках, рассказанных в разное время разным людям, он умудрялся не повторяться! Он находил новые краски, свежие интонации, умел оставить простор слушателю для его воображения и… заслуженных аплодисментов.

В разное время мне доводилось беседовать с партнерами МихМиха (так звали его коллеги) по театральной сцене и съёмочной площадке, с актёром-денди Юрием Васильевым из «Театр Сатиры» и обворожительной Натальей Селезнёвой («Кабачок 13 стульев»). Говоря о Державине, они также восхищались этим его даром — быть одновременно и блестящим Артистом и невероятно мягким, бескрайне обаятельным, доброжелательным Человеком. В любых ситуациях — Человеком!

Так что, дорогой наш Михаил Михайлович, спасибо Вам за всё, что Вы нам сказали, что сыграли и что оставили. — За роли, за шутки, за обаяние и тепло.

Наши Вам — прощальные аплодисменты!

Самое читаемое